С платформы – в бой / Тверская жизнь

Так работали тверские дорожники в годы Великой Отечественной. 

Совсем немного времени осталось до 71-й годовщины главного праздника всех россиян – Дня Победы. И, вспоминая сегодня тех, кто вынес на своих плечах все тяготы военного времени, тех, кто, не жалея жизни, бил врага на всех фронтах, хочется поклониться до земли нашим ветеранам. В том числе и тем, кто даже в годы войны строил мосты и дороги, а потом восстанавливал их для мирной жизни. 

Дорожники – профессия особая, они сокращают нам расстояния, прокладывая новые пути туда, где их больше всего ждут: к новым промышленным предприятиям, жилым микрорайонам, а во время войны – туда, куда прикажет Родина. К примеру, в приказе №6 от 25 июня 1941 года по Бологовскому районному дорожному отделу говорилось: 

«…Обязываю всех дорожных мастеров в трехдневный срок отремонтировать все труднопроезжаемые места дорог, а также мостов и немедленно восстанавливать все разрушения…». Ремонт и строительство этих важнейших стратегических объектов велись непрерывно. Но с особым размахом – на территории Калининской области после ее освобождения от врага. Уже в 1945 году Калининским облдоротделом было построено новых булыжно-мостовых дорог чуть более четырех километров и столько же гравийных, капитально отремонтировано 73 километра и выполнен текущий ремонт 1764 километров. Возведено новых мостов 2380 погонных метров. 

В то же время не было специализированного управления, занимающегося исключительно строительством и ремонтом дорог. И оно было создано: СУ №9, которое возглавил фронтовик, подполковник Иван Бруй. Вместе с ним плечом к плечу трудились и другие воины Великой Отечественной: Василий Долбов, Исаак Витенберг... Многие районные управления также возглавляли те, кто недавно вернулся с фронта: Максатихинское ДРСУ – Алексей Принцев, Вышневолоцкое ДЭУ № 773 – Федор Никитин, Бежецкое ДРСУ – Николай Ятченко. Они оперативно и качественно решали все поставленные задачи. 

Такого же стиля руководства придерживались те, кто приходил на смену. 

Один из ветеранов отрасли, ныне президент Дорожно-строительной ассоциации Тверской области Владимир Шеин вспоминает, что работали тогда по военному принципу: с платформы – в бой. И это давало хорошие результаты. Под руководством именно этих людей в 70-е годы была создана основная дорожная сеть тверского региона, в том числе федеральная трасса Москва – Рига. 

В 60-е годы областное Управление строительства и ремонта дорог возглавлял Иван Соловьев, и, проработав на своей должности почти 15 лет, этот человек многое сделал для развития отрасли, в которой стали использоваться самые передовые технологии того времени. Уже к концу 1975 года протяженность автодорог общего пользования в области достигла 10 тысяч километров, а через пять лет к ним добавилось еще 300. 

Тверские дорожники были инициаторами трудовых починов, которые затем подхватывала вся страна. Так, назначенный в 1972 году начальником автодороги Москва – Санкт-Петербург Николай Измоденов стал известен тем, что его команда первой начала использовать 100-тонные термосовбункеры, благодаря чему практически беспрерывно на трассу поставлялись асфальтобетонные смеси. 

И, конечно, в преддверии Дня Победы нельзя не вспомнить одно из старейших подразделений дорожного строительства области – Удомельское. В 2015 году оно отметило свое 80-летие, и построенные коллективом этого предприятия дороги стали визитной карточкой района. Сначала это был производственный участок, потом дорожное ремонтно-строительное управление, в котором было немало бывших фронтовиков. А затем их бесценный опыт стал основой для трудовых достижений нынешнего поколения дорожников, работающих сегодня в ООО «Магистраль». 

Очень хотелось бы вспомнить поименно всех тех, кто стоял у истоков созданной несколькими поколениями специалистов сети магистральных и сельских дорог Верхневолжья. Николая Курочкина, заместителя председателя облисполкома Тверской области, курировавшего дорожную отрасль, Марию Суязову, работавшую в аппарате «Тверьавтодорстрой», Героя России Николая Сальникова – одного из руководителей «Автодора», ветеранов отрасли Владимира Харичева, Алексея Суязова и многих, многих других. 

Источник: Тверская жизнь

Есть вопрос? Напишите нам