19 февраля исполняется 25 лет со дня создания Дорожного фонда Тверской области

Все начинается с дороги. И это для работников дорожного хозяйства не просто очередная избитая фраза. Они лучше всех знают ее истинную цену. На глазах дорожных строителей с первыми километрами автомобильных дорог, погонными метрами мостов в городах и селах возрождается жизнь, создаются новые производства, открываются школы и больницы. В дорожно-строительной отрасли занята огромная армия технических работников, инженеров-проектировщиков, рабочих-дорожников и представителей многих других специальностей. Все они несут высокую ответственность за качество дорог.

В Тверской области за региональные дороги уже на протяжении четверти века отвечает Дирекция территориального дорожного фонда. 19 февраля учреждение отметит 25-летний юбилей.

С чего все начиналось

Первый дорожный фонд в Тверской губернии учредили в 1895 году. Основу его составляли ежегодные отчисления из местного земского бюджета. Фонд просуществовал вплоть до Октябрьской революции 1917 года. В 20-х годах прошлого века дорожный фонд пытались восстановить, но затем вновь упразднили – почти до конца столетия.

В 1991 году в России была реформирована система управления дорожным хозяйством. Законодательно закрепили источник финансирования дорожных работ, налог на пользователей автомобильных дорог и его независимость от бюджета субъекта. Средства налогоплательщиков аккумулировались в созданных повсеместно дорожных фондах и использовались исключительно для содержания и развития дорожной сети.

В соответствии с распоряжением главы администрации Тверской области Владимира Суслова в Верхневолжье дорожный фонд был создан в начале 1992 года. В ведении организации тогда находилось более 8 тысяч километров дорог и около 500 мостов. Возглавил дорожный фонд Владислав Куринский, вся профессиональная деятельность которого была связана с дорогами. Он входил в число шести основателей РАДОРа – Российской ассоциации территориальных органов управления автомобильными дорогами. До конца своей жизни Почетный дорожник, кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени Владислав Куринский не терял связи с дорожной отраслью, являясь членом Общественного совета при региональном Министерстве транспорта. Так в регионе появилась самостоятельная независимая структура со своим целевым бюджетом.

Конечно, успех работы любого учреждения напрямую зависит от профессионализма его сотрудников. В разное время коллективом дорожного фонда руководили Владимир Шеин, Сергей Леликов, Сергей Сулаев, Сергей Соляхутдинов. На протяжении 14 лет главным инженером организации был Вячеслав Суязов. Значительный вклад в развитие дорожного хозяйства внесли такие руководители и специалисты, как Абрек Валиев, Юрий Небольсин, Николай Чекменев, Николай Филоненко, Николай Давидович, Юрий Филиппов. В организации до сих пор трудятся люди, которые именно 25 лет назад впервые переступили порог учреждения – начальник строительной лаборатории Андрей Сафин, ведущий инженер технического отдела Анатолий Анищенко и начальник планово-экономического отдела Владимир Першанин.

В конце 90-х годов прошлого столетия наш дорожный фонд принял участие в проекте реконструкции мостов при поддержке Международного банка реконструкции и развития.

– За счет выделенных банком средств были полностью реконструированы 2 моста – через Волгу в Старице и через Тверцу в Твери, – вспоминает Вячеслав Суязов. – Наши сотрудники получили хорошую практику ведения торгов по международным правилам. После завершения проекта было подготовлено положение о торгах в дорожном хозяйстве Тверской области. Мы первые в строительной отрасли, кто стал распределять объекты через процедуру торгов.

В 90-е годы в сеть дорог общего пользования перевели так называемые внутрихозяйственные дороги, которые строил Агропромдорстрой под руководством Заслуженного строителя Российской Федерации, Почетного дорожника Виктора Пименова, а также колхозы и совхозы. В результате к началу 21-го века протяженность региональных дорог возросла до 15 тысяч километров. По этому показателю Тверская область стала лидером в Центральном федеральном округе.

В непростые времена

В начале нового столетия налог на пользователей автодорог был отменен как нерыночный, что привело к повсеместному упразднению дорожных фондов. После их ликвидации ассигнования на дорожное хозяйство сократились в разы. Пришлось изменить подход к работе: дороги стали строить и реконструировать в основном только за счет федеральных дотаций, а собственные денежные средства уходили полностью на содержание.

В эти непростые для отрасли времена Дирекция дорожного фонда не прекратила свое существование. Дорожные фонды восстановили только в 2012 году, но уже как защищенную статью в областном бюджете. Наглядным доказательством эффективности принятого решения стали 253 отремонтированных километра дорог. До этого десять лет не удавалось добиться подобных показателей.

В общей сложности за 25 лет работы Дирекции было построено, реконструировано и отремонтировано более 8600 километров региональных автодорог и 8400 погонных метров мостов. За последнее десятилетие на территории региона введено в эксплуатацию много сложных, интересных объектов. Это Волоколамская развязка, мост через Волгу в Кимрах, в процессе реконструкции которого впервые в России была выполнена вантовая система усиления русловых железобетонных пролетов.

Этот список продолжают обход Калязина, путепровод в Торжке, дороги Тверь – Бежецк – Весьегонск – Устюжна, Калязин – Кашин – Горицы – Кушалино, Москва – Санкт-Петербург – Конаково – Иваньково (до Конаково), Тверь – Ржев. В начале 2000-х была заасфальтирована дорога до Лесного – последнего в области райцентра, еще не соединенного сетью дорог с твердым покрытием. Построена дорога к дому-музею Сергея Лемешева Волынцево – Князево.

– Сейчас многое нужно наверстать, а для этого необходимо приложить огромные усилия, – говорит бывший директор фонда, президент Дорожно-строительной ассоциации Тверской области Владимир Шеин. – И эта работа уже началась. Финансирование увеличивается, объемы работ растут, дорожное хозяйство Тверской области наконец-то встает на ноги. Хотелось бы, чтобы и дальше дорожная отрасль Верхневолжья развивалась, чтобы в строительстве и ремонте дорог применялись новые технологии. А материалы мы можем брать у себя, ведь в нашем регионе много своих ресурсов.

Новое время

Действительно, с прошлого года в дорожной отрасли Верхневолжья наметились определенные улучшения. За счет федеральных субсидий объем дорожного фонда увеличился на 1,5 млрд рублей и составил 4,6 млрд. В эксплуатацию было введено 112 километров дорог – в два раза больше по сравнению с предыдущим годом. В этом году на дорожную отрасль направят еще больше денежных средств – 6,6 млрд рублей. Основными объектами ремонта должны стать дороги опорной сети Тверской области – с наибольшей интенсивностью движения, высоким социальным и экономическим значением. Это дороги к туристическим и промышленным зонам региона, по которым ездят пассажирские и школьные автобусы. Особое внимание будет уделено реконструкции и ремонту искусственных сооружений – в программу дорожных работ планируется добавить 9 новых мостовых объектов, которые необходимы для нормального жизнеобеспечения городов и поселков. Сейчас все эти сооружения находятся либо в аварийном, либо в предаварийном состоянии. Особняком в списке объектов стоит масштабный проект дорожного строительства в Чуприяновке – первый в Тверской области путепровод тоннельного типа под железной дорогой.

Есть вопрос? Напишите нам